Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
«Радуга»
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
ГБДОУ детский сад
Центрального района СПб «Радуга»
протокол от 29.08.2025 №1
Приказ от 29.08.2025 г. № 114-од
Тимофеева
Наталья
Николаевна
Подписано цифровой подписью: Тимофеева Наталья Николаевна
DN: c=RU, st=г. Санкт-Петербург, l=г. Санкт-Петербург,
title=Заведующий, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТПЕТЕРБУРГА "РАДУГА", 1.2.643.100.3=120B3032303938343436303439,
1.2.643.3.131.1.1=120C373832353732303431373133,
email=gdou_raduga@mail.ru, givenName=Наталья Николаевна,
sn=Тимофеева, cn=Тимофеева Наталья Николаевна
Дата: 2025.10.03 13:28:37 +03'00'
Заведующий
с учётом мнения Совета родителей
протокол от 29.08.2025 №1
________________ Н.Н. Тимофеева
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Ступеньки к школе»
Возраст детей: 4 - 7 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель: Пястолова Елена Борисовна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург, 2025
Часть 1
(Обучение дошкольников чтению и письму)
Пояснительная записка
1. Направленность образовательной программы
Образовательная программа «Ступеньки к школе» составлена на основе программы
развивающего обучения детей чтению и письму Д.Б. Эльконина.
Опыт практической работы с детьми показывает, что задача языкового развития
дошкольников должна ставиться масштабнее и глубже, т.е. речь идёт о формировании у
дошкольников такого отношения к речи, при котором она становится для них объектом
познания, а исследования Эльконина в целях всестороннего изучения проблемы обучения
чтению позволяют уточнить сущность, определить содержание обучения, соответствующего
возрастным познавательным возможностям детей дошкольного возраста.
Необходимой предпосылкой для овладения чтением, а впоследствии и письмом является
практическое ознакомление со звуковой стороной слов. Элементарное осознание
фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие дошкольника
– на усвоение грамматического строя, словаря, формирование связной речи, артикуляции,
дикции.
Программа носит социально – педагогическую направленность.
1.1. Цель программы
Создание условий для начального обучения детей дошкольного возраста грамоте.
1.2. Задачи программы
Обучающие:
ознакомление детей с элементами языка;
формирование четких представлений об особенностях звуков речи, о звуковом и
слоговом составе слова;
формирование представлений о линейности русской речи;
формирование умения читать;
научить строить предложения разных видов,
научить составлять небольшие рассказы по картине, из опыта.
Развивающие:
развивать умственные способности в процессе приобщения к языковой среде;
развивать познавательную активность ребёнка;
развивать произвольное внимание;
развивать память;
развивать воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к художественной литературе;
2
Воспитывать интерес к самостоятельному чтению.
1.3. Продолжительность освоения программы и режим занятий
Программа рассчитана на три года обучения (64 часа каждый год). Занятия проводятся
2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 1 час, (академический час для дошкольника
4-х лет- 15 мин., для 5-ти лет- 20 мин., для 6-лет- 25 мин.) Учебный год- с октября по май.
1.4. Характеристика обучающихся, которым адресована программа
Программа разработана на три года обучения: для детей 4-х лет, 5-ти и 6-ти лет.
Центральной задачей обучения детей 4-х лет является развитие способности к наглядному
моделированию. Она решается путём формирования у детей действий по построению
моделей слов различной звуковой структуры.
Детей 5-ти лет продолжают знакомить с символизацией предложения, что является
основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей в
процессе обучения чтению.
Для детей 6-ти лет используют большое количество интеллектуальных игр, ребусов,
кроссвордов, занимательных заданий. Художественно-эстетическое и речевое развитие
осуществляется на эмоциональной отзывчивости детей на используемые материалы
фольклора, произведений художественной литературы.
1.5. Формы и методы проведения занятий
Форма обучения – занятия.
Занятие состоит из пяти разделов:
Объяснение нового материала;
Выполнение заданий у доски;
Повторение пройденного материала;
Самостоятельная работа у доски;
Развивающие игры.
1.6. Ожидаемые результаты
Дети, прошедшие обучение по данной программе:
1
2
3
4
5
- будут иметь чёткое представление об особенностях звуков речи, о звуковом и слоговом
составе слова;
- будет сформировано правильное звукопроизношение;
- дети научаться читать; писать печатными буквами;
- разовьётся познавательный интерес;
- дети будут подготовлены к обучению в школе.
1.7. Критерии и формы оценки качества знаний
3
Самостоятельная работа;
Викторина;
Контрольная работа.
2. Учебно - тематический план и содержание работы первого года обучения
2.1 Задачи 1-го года обучения
Образовательные:
Учить детей правильно согласовывать слова в предложении.
Познакомить детей с наглядным изображением звуков.
Учить употреблять формы повелительного наклонения.
Правильно использовать форму множественного числа родительного падежа
существительных (ложек, вилок, груш).
Развивающие:
Развивать способность к наглядному моделированию.
Развивать диалогическую речь.
Развивать связную речь.
Развивать правильное произношение.
Развивать фонематический слух.
Воспитательные:
Воспитывать волевые качества личности, дисциплинированность.
Воспитывать интерес к художественной литературе и народно - поэтическому
творчеству.
2.2. Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
Темы и разделы
Слово
Слово, слог
Слово, слог, звук
ИТОГО
Форма занятий
Игровая, беседа
Игровая
Беседа, игра, сказка
Количество часов
24
16
24
64 часа
2.3. Содержание программы первого года обучения
1. Слово
Переориентация со смысловой стороны речи на звуковую.
Слова бывают разные: большие и маленькие, тихие и громкие.
Речь состоит из слов. Речь становится предметом изучения.
Сравнение слов по громкости и звонкости.
Подбор слов, сходных по звучанию.
Обобщающие слова: посуда, одежда, птицы, деревья, и др.
Согласование подлежащего и сказуемого в роде и числе.
4
2. Слово, слог
Понятия «слово» и «слог».
Вслушивание в звучащее слово.
«Протяжённость» слова.
Деление слова на слоги.
Прохлопывание, протопывание слогов.
Выделение слога в слове.
3. Слово, слог, звук
Слушаем звуки окружающей среды.
Понятие «слово и звук».
Интонационное выделение звука в слове.
Мягкие и твёрдые согласные звуки.
Называние слова с заданным звуком.
Моделирование звуковой структуры трёх-, четырёх звуковых слов с помощью
фишек красного, синего и зелёного цвета.
2.4. Ожидаемые результаты первого года обучения
Дети к концу первого года обучения научатся:
Различать гласные и согласные звуки.
Определять место звука в слове.
Придумывать слова с заданным звуком.
Делить слова на слоги.
Проводить частичный звуковой анализ слов.
3. Учебно-тематический план и содержание второго года обучения
3.1. Задачи второго года обучения
Образовательные:
Научить выделять предложение в связной речи.
Научить составлять я по картинке.
Научить называть ударные и безударные слоги в слове.
Выучить буквы: А,О,У,Ы,И,М,Н,Р,Л,В,С,Т.
Научить читать и составлять слова с этими буквами.
Развивающие:
Развивать связную речь.
Развивать фонематический слух.
Развивать правильное звукопроизношение.
Развивать познавательный интерес.
Развивать произвольное внимание, память.
Воспитательные:
5
Воспитывать интерес к звучащему слову.
Воспитывать волевые качества личности.
Воспитывать умение вести себя в коллективе сверстников.
Воспитывать интерес к книге.
3.2. Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Темы и разделы
Предложение. Слово. Слог. Звук.
Гласные звуки и буквы.
Сонорные и гласные звуки и Й
Звонкие и глухие согласные.
Шипящие
Буквы Ъ, Ь
ИТОГО
Форма занятий
Беседа, игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Часы
20
10
10
12
8
4
64 часа
3.3. Содержание
1. Предложение
- Работа над предложением. Практическое ознакомление с предложением, как основной
частью речи.
- Выделение предложения из связного высказывания.
- Формирование грамматического строя речи в структуре предложения:
согласование определения с определяющими словами.
- Употребление разных глагольных форм во всех типах предложений-повествовательных,
вопросительных, восклицательных.
- Употребление предлогов на, в, из, с, со, над.
- Составление предложений по сюжетным картинкам.
2. Гласные звуки и буквы
- Формирование звукопроизношения.
- Развитие фонематического слуха.
- Практическое ознакомление детей с основными органами речевого аппарата: губы, зубы,
язык (кончик языка, средняя и задняя части языка).
3. Сонорные и гласные звуки и Й
- Работа над произношением звуков Л и Р.
- Йотированные гласные.
4. Звонкие и глухие согласные
- Работа над правильным произношением всех согласных звуков.
- Различение на слух и в процессе собственного произношения близких по звучанию звуковых
пар: р-л, з-с, ш-ч, ж-ш.
5.Шипящие
- Знакомство с шипящими звуками ж, щ, ш, ч, ц.
- Работа над произношением этих звуков. Их буквенное написание. Анализ звуковой
структуры слова в виде модели, используя фишки.
6
- Составление звуковых моделей слов со стечением согласных (мишка, слива).
6. Буквы Ъ и Ь
- Обозначение мягкости или твёрдости звуков при произношении и их написание
- Усвоение букв, обозначающих гласные звуки и согласные;
- Обучение элементарному звукобуквенному анализу слова: название звуков слова,
обозначенные буквами;
- Обучение основному способу чтения- слитным прочтением двух букв, обозначающих
соединение согласного с гласным;
3.3.
Ожидаемые результаты второго года обучения
К концу года дети научатся:
Выделять предложения в связных высказываниях. Составлять предложения по
картинкам, выделять отдельные слова в предложении.
Различать гласные и согласные звуки, место данного звука в слове.
Произносить слово по слогам, называть ударные и безударные слоги и буквы,
изображать в виде схемы.
Давать качественную характеристику всем звукам, проводя звуковой анализ слов.
Знать буквы: А, О, У, Ы, И, М, Н, Р, Л, В, С, Т. Читать и составлять слова с ними.
4. Учебно-тематический план и содержание работы третьего года обучения
4.1. Задачи 3-го года обучения
Образовательные:
Научить составлять предложение по предложенной схеме.
Дать практическое представление о слове, как языковой единице и составной части
предложения.
Учить соотносить видовые и родовые понятия.
Развивающие:
Развивать творческие способности ребёнка.
Развивать умение читать.
Развивать логическое мышление.
Развивать память.
Развивать образную речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к чтению.
Воспитывать волевые качества: дисциплинированность, самостоятельность
Воспитывать познавательный интерес, являющийся основой готовности ребёнка к
школе.
4.2. Учебно-тематический план
№
1.
Темы и разделы
Слово, слог, звук, предложение,
Форма занятий
Беседа, игра
Часы
14
7
ударение
Алфавит. Работа над техникой речи
Подготовка к письму
Интеллектуальные игры
Итоги:
2.
3.
4.
Беседа, игра
игра
беседа
24
8
18
64 часа
4.3. Содержание программы третьего года обучения
1. Слово, слог, звук, предложение, ударение
- Продолжать работу над слогами, предложением.
- Формировать умение делить устные микротексты на отдельные предложения.
- Членить предложения на отдельные слова. Схематически изображать состав предложения в
виде прямых линий
- Работа над составлением предложения по предложенной схеме.
- Работа над словом. Дать практическое представление о слове, как языковой единице и
составной части предложения.
- Многозначные слова.
- Соотношение видовых родовых понятий.
2. Алфавит. Работа над техникой речи.
- Формировать умение задавать логико-грамматические вопросы к словам.
- Ознакомление с буквами, обозначающими гласные звуки: А-Я, О-Е, У-Ю, Ы-И, Э-Е;
- Ознакомление с буквами, обозначающими согласные звуки: М, Н, Р, Л, Г, З, С, Т, Д, Б, П, В,
Х, Ж, Ч, Ш, Щ, Ц и буквами, не обозначающими звука, Ь,Ъ,
- Развивать умение делать элементарный звукобуквенный анализ слов.
- Учить читать трёхсложные слова.
- Развивать связную речь при составлении рассказов по картинкам.
3. Подготовка к письму.
- Черчение фигур разной конфигурации: прямые, ломаные, волнистые линии в тетрадях в
крупную клетку.
- Штриховка букв и предметных рисунков параллельными прямыми линиями, обведение
выученные буквы, обозначенные пунктиром.
- Написание знакомых букв печатным шрифтом.
- Написание печатными буквами отдельных слогов.
- Выкладывание слогов и слов на наборном полотне.
4. Интеллектуальные игры.
- Ознакомить детей с кроссвордами, ребусами, анаграммами, шарадами.
- Приучать детей к умственному труду.
4.4. Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети научатся:
Составлять предложения, различные по составу, понимать словесный состав
предложений, изображать схематически.
8
Правильно определять количество слогов в двух-, трёхсложных словах.
Выделять ударный слог в словах;
Проводить звукобуквенный анализ, давая качественную характеристику звуков,
употребляя в речи термины: гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный.
Понимать отличие звуков от букв.
Знать все буквы, владеть позиционным способом осознанного чтения.
Быстро и правильно решать логические задачи в виде ребусов, кроссвордов и др.
5. Материально-техническое оснащение программы
1. Занятия проходят в кабинете
2. Мебель специально подобранная по возрастам детей.
3.Наглядный материал: плакаты с изображением букв алфавита, наборное полотно, картинки с
изображением сказочных сюжетов.
4. Раздаточный материал: планшетки для составления моделей слов, звуковые линейки.
5. Тетради для Самостоятельной работы.
6. Цветные карандаши, фломастеры.
6. Методическое обеспечение образовательной программы
№ Перечень
разделов
или тем
занятий
Кол-во
часов
24 ч.
Форма
занятия
Дидактичес
кое и
техническое
оснащение
Форма
подведени
я итогов
Картинки,
игрушки,
использован
ие
сказочного
персонажа
Те же + показ
Картинки,
деления слов на слоги игрущки,
(прохлопывание,
исп. худ.
протопывание,
литературы
прошагивание)
Те же +игры с мячом, То же +
со сказочными
наборное
персонажами
полотно,
звуковые
Контрольн
ый урок
Первый год обучения
Беседа,
Игровые, словесные,
игра
наглядные,
сюрпризный момент
1
Слово
2
Слово, слог 16 ч.
Игровая
3
Слово,
слог, звук
Беседа,
игра,
сказка
24 ч.
Используемые
приёмы и методы
Контрольн
ый урок
То же
9
линейки,
раздаточный
материал,
планшеты
для
составления
звуковых
схем.
ИТОГО:
64 часа
Второй год обучения
Беседа, Наглядные, показ,
игра
похвала,
поощрение,
заучивание
стихов,
проговаривание
скороговорок
игра
Игровые,
словесные, лепка
букв из
пластилина
игра
То же+ чтение
слогов и слов
хором и
индивидуально
игра
Чтение с доски и
в тетрадях
1 Слово, слог,
звук,
предложение
20 ч.
2 Гласные звуки
и буквы
10 ч.
3 Сонорные и
согласные
звуки и Й
10 ч.
4 Звонкие и
глухие
согласные
5 Шипящие
12 ч.
8 ч.
Беседа,
игра
6 Буквы Ъ, Ь
4 ч.
Игра
Итого:
64
часа
1 Слово, слог,
звук,
предложение,
ударение
14 ч.
2 Алфавит,
работа над
техникой
24 ч.
Самостоятельная
творческая
деятельность
Те же
Третий год обучения
Беседа, Игровые,
игра
словесные,
наглядные,
поисковые,
создание
проблемных
ситуаций,
вопросы
поискового
характера
Беседа, Повторение букв,
игра
пропевание инд. и
хором,
Картинки,
игрушки,
планшетки,
карандаши
Игра
пластилин
Настольная
игра
Те же
Контрольно
е чтение
Индивидуаль
ные тетради
Контр. урок
Индивидуаль
ные тетради
Та же
То же
Открытый
урок
Картинки,
игрущки,
планшетки,
микротексты
Контр. урок
Таблица букв
русского
алфавита,
Контрольно
е чтение
10
чтения
3 Подготовка к
письму
8 ч.
4 Интеллектуальн 18 ч.
ые игры
Итого:
игровая
беседа
составление
рассказов по
картинке, чтение
по ролям
Показ,
объяснение,
моделирование
звуковой схемы,
чтение цепочкой
по ролям,
пересказ
Вопросы, показ,
повторение,
пересказ,
поощрение,
чтение по ролям,
цепочкой
картинки,
игрушки,
сказочные
персонажи
Наборное
полотно,
картинки,
микротексты
Портреты
писателей,
книги,
иллюстрации
к
произведения
м
Та же
Игравикторина
64
часа
7. Литература
1. Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок». М.» Просвещение», 1998г.
2. Сохин С.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста, М.Просвещение, 1978.
3. Эльконин Д.Б. «Экспериментальный анализ начального обучения чтению. Вопросы
психологии учебной деятельности младших школьников». М., 1962г.
4. Чтение и письмо по системе Эльконина Д.Б. –М. Просвещение, 1993г.
5. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом –М. Просвещение 1991г.
6. Волина В.В. Занимательное азбуковедение – М.Просвещение, 1991г.
7. Арушанова А., ДуроваН., Рычагова Е. Истоки диалога Д.В. №2 2008г
8. Ельцова О., Беседа Д.В. №2 2008г.
9. Акулова Е., Познаём логические отношения Д.В. №8 2008
10.Уварова Т. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с
использованием наглядно-игровых средств. Д.В. №2 2009г.
11
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Краткая характеристика изучаемого предмета
1.2. Цель программы
1.3. Задачи
1.4. Продолжительность освоения программы и режим занятий
1.5. Характеристика учащихся, которым адресована программа
1.6. Формы и методы проведения занятий
1.7. Ожидаемые результаты
1.8. Критерии и формы оценки качества знаний
2. Учебно-тематический план и содержание 1-го года обучения
2.1. Задачи
2.2. Учебно-тематический план
2.3. Содержание программы
2.4. Ожидаемые результаты
3. Учебно-тематический план и содержание 2-го года обучения
3.1. Задачи
3.2. Учебно-тематический план
3.3. Содержание программы
3.4. Ожидаемые результаты
4. Учебно-тематический план и содержание 3-го года обучения
4.1. Задачи
4.2. Учебно-тематический план
4.3. Содержание программы
4.4. Ожидаемые результаты
5. Материально-техническое освоение программы
6. Методическое обеспечение программы
6.1. Методическое обеспечение программы 1-го года обучения
6.2. Методическое обеспечение программы 2-го года обучения
6.3. Методическое обеспечение программы 1-го года обучения
7. Литература
12
Часть 2
(Знакомство дошкольников с элементарными математическими представлениями)
1. Пояснительная записка
Актуальность программы
1.1.
«Годы чудес» - так называют исследователи первые пять лет жизни ребёнка.
Закладываемые в это время эмоциональное отношение к миру и к людям, и наличие или
отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый след на
всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Поэтому именно в дошкольном
возрасте необходимо начинать знакомство детей с элементарными математическими
представлениями. Тем более в стремительном 21 веке, где повсеместно применяется
математика.
Направленность программы. Концептуальный подход
1.2.
Программа носит социально-педагогическую направленность. Обучение по программе
строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от
чувственного познания к логическому. Необходимые принципы обучения: доступность
материала, систематичность и занимательность.
Цель программы
1.3.
Создание условий для формирования у детей элементарных математических
представлений.
Задачи:
1.4.
Обучающие:
1. Познакомить с цифрами 0-9
2. Дать знания об отношении между числами натурального ряда, умение увеличивать и
уменьшать каждое из чисел на 1 (в пределах 10)
3. Учить детей на наглядной основе составлять и решать простые задачи
4. Дать представление о форме, величине предметов
5. Сформировать элементарные представления о времени.
Развивающие
Развивать интерес к познанию
Развивать у детей способность к анализу и синтезу
Развивать наглядно-действенное мышление
Развивать произвольное устойчивое внимание
Формировать навыки учебной деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание к учебной деятельности
2. Воспитывать самостоятельность и инициативность
3. Воспитывать доброжелательность и умение вести себя в коллективе
Продолжительность освоения программы и режим занятий
Программа рассчитана на три года обучения.
1.5.
13
Учебный год – с 1 октября по 31 мая.
Продолжительность занятий представлена в таблице 1.
Таблица 1
Возрастная группа
Средняя группа
(4 – 5 лет)
Старшая группа
(5 – 6 лет)
Подготовительная
группа (6 – 7 лет)
1.6.
Продолжительность Количество Количество
одного занятия
занятий в
занятий в
неделю
месяц
20 минут
2
8
Количество
занятий в
год
64
25 минут
2
8
64
30 минут
2
8
64
Характеристика учащихся, которым адресована программа:
Программа разработана для детей 4-х, 5-ти, 6-ти лет.
1.7.
Формы и методы освоения программы
Основная форма обучения-занятия.
Занятие состоит из 4-х частей:
- повторение пройденного материала;
- объяснение нового материала;
- самостоятельная работа детей;
- развивающие игры.
Главный метод обучения – проблемно-поисковый. В процессе решения проблемной
ситуации ребёнок учится использовать известные способы действия, перенося их в
незнакомые условия. Особое внимание уделяется неправильным ответам. Анализируя путь
решения и вывод вместе с педагогом, ребёнок учится понимать ошибочность решения, и это
подводит его к поиску нового способа. Необходимо поощрение познавательной активности
ребёнка со стороны взрослого.
Ребёнок приходит к пониманию того, что обучение не бывает без ошибок. Необходимо
научить детей с пониманием относиться друг к другу, поддерживать друг друга при неудачах.
Видя заинтересованность взрослого, ребёнок не будет бояться высказать собственное мнение
и испытывает радость познания.
Для поддержания интереса и активности на занятиях необходимы: похвала,
соревновательность и игровой компонент. На занятиях используются игры словесные,
подвижные, прослушивание сказок с математическим содержанием, задачи-шутки,
головоломки, ребусы, загадки.
1.8.
Ожидаемые результаты
В результате обучения у детей сформируется умение управлять процессами творчества,
фантазировать, понимать закономерности. Дети познают свойства и отношения объектов,
чисел, арифметические действия. Дети узнают пространственно- временные отношения,
многообразие геометрических форм. Дети станут сосредоточеннее, лучше воспринимать
материал, улучшится внимание. Ребёнок будет уверен в своих силах в решении любых
14
проблемных ситуаций. Благодаря становлению интеллектуальных функций и мыслительных
операций, ребёнок будет хорошо подготовлен к обучению в школе.
2. Учебно-тематический план и содержание программы 1-го года обучения
2.1. Задачи 1-го года обучения
Образовательные:
Познакомить детей с числами в пределах 5-ти
Формирование представления о равенстве
Познакомить детей с понятиями <, >,=
Учить детей решать простейшие задачи
Развивающие:
Развивать произвольное внимание
Развивать наглядно-действенное мыщление
Развивать произвольное внимание
Развивать Наблюдательность и любознательность
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, стремление довести начатое до конца
Воспитывать чуткое отношение к окружающим
2.2. Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
Темы и разделы
Количество счёт.
Величина
Геометрические фигуры.
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка во времени
ИТОГО:
Форма занятий
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Количество часов
16
16
8
12
12
64 часа
2.3. Содержание 1-го года обучения:
Количество и счёт
Количественный и порядковый счёт в пределах 5.
Формирование на основе счёта представления о равенстве.
Отношения «больше», «меньше», «равно»
Сравнение чисел 1, 2, 3, 4, 5 и их образование
Величина
Сравнение по двум признакам величины.
Сравнение нескольких предметов по длине, высоте, ширине.
Игровые упражнения
Геометрические фигуры
Познакомить детей с треугольником.
Составление геометрических фигур из палочек
15
Решение геометрических задач: сложи картинку из нескольких частей
Ориентировка в пространстве
Учить определять направление от себя.
Двигаться в заданном направлении.
Понятия: вперёд-назад
Вверх-вниз
Направо-налево
Ориентировка во времени
Понятия о частях суток.
Понятия: вчера
Сегодня
Завтра
Практические задания: «Найди спрятанную игрушку»
2.4. Ожидаемые результаты 1-го года обучения
К концу года дети 4-лет должны уметь:
Считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»
Сравнивать две группы предметов, используя счёт
Сравнивать предметы разной длины, высоты
Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата
Различать и называть части суток
Определять направление от себя
Знать правую и левую руку.
3. Учебно-тематический план и содержание программы 2-го года обучения
3.1. Задачи 2-го года обучения
Образовательные:
Учить детей количественному счёту в пределах 10
Научить получать равенство из неравенства
Научить ориентироваться на листе бумаги
Познакомить с днями недели, частями суток
Развивающие:
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать
Развивать произвольное внимание
Развивать память, речь детей
Развивать творческие способности
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию
Воспитывать волевые качества: самостоятельность, умение доделать своё дело до
конца
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
16
3.2. Учебно-тематический план 2-го года обучения
№
1
2
3
4
5
Темы и разделы
Количество и счёт.
Величина.
Геометрические фигуры
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Итого
Форма занятий
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Количество часов
18
16
8
12
10
64
Содержание программы 2-года обучения
3.3.
Количество и счёт:
Количественный счёт в пределах 10.
Прямой и обратный порядок счёта
Образование чисел, их сравнение
Письмо цифр
Отношение рядом стоящих чисел
Получение равенства из неравенства
Задачи на сложение
Величина
Раскладывание предметов разной длины и высоты возрастающем порядке
Сравнение двух предметов по величине.
Геометрические фигуры
Знакомство с четырёхугольником, кругом
Выполнение заданий из книги «Страна Геометрия»
Выделение из окружающей среды предметов со знакомой формой «Квадрат,
треугольник»
Логические таблицы (заполнить ряд недостающими фигурами)
«Чудесный мешочек»
Ориентировка в пространстве
Закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху,
внизу, впереди, сзади, за, между, рядом.
Ориентировка на листе бумаги
Ориентировка во времени
Дни недели. Понятие суток: утро, день, вечер, ночь.
3.4. Ожидаемые результаты 2-го года обучения
Концу года дети должны уметь:
Считать в пределах 10
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах10
Ориентироваться на листе бумаги
17
Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную
Знать дни недели, последовательность частей суток.
4. Учебно-тематический план и содержание программы 3-го года обучения
4.1. Задачи 3-го года обучения
Образовательные
Познакомить детей с цифрами от 0 до 9
Дать представление об отношениях между числами натурального ряда
Научить раскладывать, число на два меньших
Учить детей на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение
Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов условной меры с
помощью
Дать представление о многоугольнике
Развивающие
Совершенствовать навыки счёта
Развивать произвольное внимание
Развивать навыки учебной деятельности
Развивать наглядно-образное и основы абстрактного мышления
Развивать творческие способности детей
Воспитательные
Воспитывать интерес к познанию
Воспитывать интерес к учебной деятельности
Воспитывать способность к самоконтролю, самооценке
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим,
Воспитывать умение вести себя в коллективе
4.2. Учебно-тематический план 3-го года обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Темы и разделы
Вводное занятие «Что такое математика и
для чего она нужна?»
Уравнивание двух групп предметов. Точка,
линия.
Геометрические формы
Числа и цифры 1 и 2 и т.д.
Точка на линии.
Цвет, форма, величина.
Знакомство с задачей и ее частями. Прямые
и пересекающие линии.
Задачи на вычитание, сложение
Число и цифра 0.
Таблица на сложение 1, 2, 3, 4, 5. и т.д. до 10
Понятие длинный - короткий.
Проверочное контрольное занятие
Итого:
Количество
часов
Форма занятия
1
Беседа
6
Игра
6
6
8
2
10
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра
8
3
8
4
2
64
Упражнения
Игра
Игра
Игра
Игра
18
4.3. Содержание программы 3-го года обучения
Что такое математика и для чего она нужна
Игровые задания, смекалки по книге Житомирский, «Математическая азбука»
Уравнивание двух групп предметов. Точка. Линия.
- Отношения «больше-меньше-равно»
- Отношения «Столько-же, сколько»
- Житомирский «Путешествие по стране геометрии». Сказка №1
- Найди нужную игрушку
- Составление узоров из4-х кубиков по памяти с зарисовкой.
Геометрические формы
- Круг. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. Трапеция. Многоугольник
- Зарисовка в тетрадях.
- «Геометрическое лото»
- Геометрический диктант
- Головоломки
- Составление геометрических фигур из палочек
Числа и цифры 1, 2
- Сравнение чисел 1 и 2. Их письмо.
- Знаки < > =
- Самостоятельная работа в математических тетрадях
- Игра «Повтори слово» (Слуховая память)
Числа 1, 2, 3. Точка на линии.
- Письмо цифры 3.
- Сравнение чисел 1, 2, 3 и их образование
- Проведение линии в тетради, отметить точку
- Понятие «Сверху-снизу»
- «Сложи узор» - составление узора из 9-ти кубиков, зарисовка по памяти
Цвет. Форма. Величина
- Основные цвета.
- Измерение и сравнение предметов по величине (длине, ширине, высоте).
- Выделение в окружающем предметов со знакомой формой.
Знакомство с задачей и её частями. Прямые и пересекающиеся линии.
- Знакомство со знаками +, - Условие задачи, решение, ответ. Правила записи задачи.
- Составление пар примеров по одному и тому же примеру
- Последовательность чисел 1, 2, 3, 4, 5
Задачи на сложение и вычитание
- Составление и решение задач.
- Запись их в тетрадях.
19
Число и цифра 0
- Письмо цифры 0.
- Чтение стихов о цифрах.
- Задачи в стихах. Запись решения в тетрадях.
Таблица на сложение от 1 до 10. Циркуль
- Заучивание таблицы наизусть.
- Записывание в тетрадях. Решение примеров.
- Знакомство с циркулем.
- «Дроби» - составить круг из нескольких частей.
Понятие «длинный – короткий»
- Зарисовка в тетради: длинный ручеек, короткий. Длинная лента, короткая.
- Загадки с математическим содержанием.
- Графический диктант.
Проверочное контрольное занятие
- Нумерация чисел 1-10. Счёт в прямом и обратном порядке.
- Решение задач. Графический диктант. «Сложи узор» из 16 кубиков.
- Логические задачи на поиск недостающих фигур.
- Упражнения на развитие памяти, внимания.
4.4 Ожидаемые результаты 3-го года обучения
К концу года должны знать и уметь:
Состав чисел первого десятка
Называть числа в прямом и обратном порядке
Знать знаки +, -, =
Соотносить цифру и число предметов
Составлять и решать задачи в одно действие
Измерять длину предметов с помощью условной меры
Делить круг, квадрат на 2 и 4 части равные части
Ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
5. Материально-техническое оснащение программы
1. Занятия проводятся в кабинете
2. Кабинет оборудован специальной мебелью для дошкольников (столы и стульчики
подбираются соответственно росту детей)
3. Наглядный материал (таблица сложения, цифры, картинки для составления задач)
4. Раздаточный материал: счётные палочки, кубики, картинки с цифрами, часы, пенал с
геометрическими фигурами карандаши, тетради для самостоятельной работы.
20
6. Методическое обеспечение программы
6.1. Методическое обеспечение программы 1-го года обучения
№
1
2
3
4
5
Перечень
разделов или тем
занятий
Количество счёт.
Количественный и
порядковый счёт в
пределах 5.
формирование на
основе счёта
представление о
равенстве.
Величина
Учить детей
сравнивать по
двум признакам
величины.
Учить сравнивать
несколько
предметов по
длине, высоте,
ширине.
Геометрические
фигуры.
Познакомить
детей с
треугольником.
Ориентировка в
пространстве.
Учить определять
направление от
себя, двигаться в
заданном
направлении.
Понятия:
Вперёд-назад
Вверх-вниз
Направо-налево
Ориентировка во
времени. Понятия
о частях суток.
Понятия: вчера,
Сегодня, Завтра
Форма
занятий
Игра
Используемые
приёмы и
методы
Сравнение,
Наглядный.
Словесный.
Вопросы
Дидактическое
оснащение
Книги Шеврин,
Житомирский
«Математическая
азбука».
Наглядный и
раздаточный
материал.
Форма
подведения
итогов
Игра
Игра
Сравнение,
Измерение,
Словесный.
Наглядный.
Наглядный и
раздаточный
материал
Игра
Игра
Наглядный.
Словесный.
Геометрический
диктант
Наглядный,
Раздаточный
материал. Сказки
из книги
«Путешествие по
стране
Геометрии»
Наглядный
Настольные игры
Игра
Рихтерман Т.Д.
«Ориентировка во
времени»
Соревнование
Игра
Наглядный.
Словесный.
Упражнения
Сюрпризный
момент
Игра
Словесный.
Упражнения
Сюрпризный
момент
Игра
21
6.2. Методическое обеспечение программы 2-го года обучения
№ Темы и разделы
Форма
занятий
Используемые
методы и
приёмы
Наглядный
Словесный
Сюрпризный
момент.
Математический
диктант
1
Количество и счёт
Игра
2
Величина
Игра
Наглядный
Словесный
Сюрпризный
момент.
3
Геометрические
фигуры
Игра
Наглядный
Словесный
Сюрпризный
момент.
4
Ориентировка в
пространстве
Игра
Наглядный
Словесный
Игровой.
5
Ориентировка во
времени
Игра
Наглядный
Словесный
Игровой.
Дидактическое
оснащение
Форма
подведения
итогов
Книги Шеврин,
Игра
Житомирский
Числовой
«Математическая диктант
энциклопедия».
Тетради
Карточки
Карандаши.
Цифровой
телефон.
Наглядный и
Самостоятельная
раздаточный
работа
материал
Наглядный и
раздаточный
материал,
Танграм
Индивидуальные
тетради
Кубики
Книга
«Путешествие по
стране
Геометрии»
Игровые
занимательные
задачи
Настольные
математические
игры
Рехтерман. Т.Д.
Знакомство
дошкольников со
временем
Часы на каждого
ребёнка
Самостоятельная
работа
игра
игра
6.3 Методическое обеспечение программы 3-го года обучения
№ Перечень
Форма
разделов или
занятия
тем занятий
1 Вводное занятие Беседа
«Что такое
математика и
для чего она
нужна?»
Используемые
приёмы и
методы
рассказ,
вопросы, ответы,
игровые задания.
Дидактическое
оснащение
Книги (Шеврин,
Житомирский
«Математическая
азбука»),
раздаточный
Форма
подведения
итогов
Игра
22
2
Уравнивание
двух групп
предметов.
Точка, линия.
Игра
Наглядный,
словесный,
сюрпризный
момент.
3
Геометрические
формы
Игра
Числа и цифры
1 и 2 и т.д.
Игра
Наглядный,
словесный,
Зарисовка в
тетрадях,
геометрический
диктант
Наглядный,
словесный,
сюрпризный
момент.
материал.
Книга
Житомирского
«Путешествие по
стране
геометрии!,
кубики
раздаточный
материал,
головоломки,
палочки, танграм
Раздаточный
материал,
настольные
математические
игры.
5 Точка на линии. Игра
Самостоятельная Индивидуальные
работа в
тетради, кубики,
тетрадях,
таблицы.
зарисовка по
памяти.
6 Цвет, форма,
Игра
Наглядный,
То же
величина.
словесный,
игровой
7 Знакомство с
Игра
словесный,
Тетради,
задачей и её
игровой, чтение карандаши,
частями.
и выполнение
геометрические
Прямые и
заданий
фигуры, сказки
пересекающиеся
из книги
линии
«Путешествие по
стране
Геометрии»
8 Задачи на
упражнения Решение задач
Тетради,
вычитание,
на нахождение
карточки,
сложение
остатка,
игрушки,
наглядный
логические
таблицы
9 Число и
игра
Чтение стихов о Тетради,
цифра 0.
цифрах, запись
карандаши,
решения в
таблицы с
тетрадях.
цифрами
10 Таблица на
игра
Заучивание
Сказки из книги
сложение 1, 2, 3,
таблицы
«Путешествие по
4, 5. И т.д. до 10
наизусть,
стране
Циркуль.
записывание в
Геометрии»,
тетрадях
лабиринты
11 Понятие
игра
Наглядный,
То же
длинныйсловесный,
короткий.
игровой
12 Проверочное
игра
Графический
Раздаточный
4
Игра
Викторина
Самостоятельная
работа в
тетрадях.
Соревнование
Самостоятельная
работа
Контрольная
работа.
То же
игра
игра
игра
Контрольное
23
контрольное
занятие
диктант,
решение задач,
упражнения на
развитие
внимания,
памяти.
материал,
тетради, кубики,
настольные
логические игры.
занятие
7. Литература
1. Житомирский В.Г. Математическая азбука, М., 1984г.
2. Игнатьев Е.И. В Царстве смекалки, М., 1984г.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дощкольного возраста
(сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), М., 1984г.
4. Метлина Л.С. Математика в детском саду М., 1984г.
5. Моро М.И., Ванняр Н.Ф., Степанова С.В. Математика в картинках М., 1984г.
6. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977г.
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников М., Просвещение 1990г.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
1.2. Концептуальный подход
1.3. Цель программы
1.4. Задачи программы
1.5. продолжительность освоения программы и режим занятий
1.6. Характеристика учащихся, которым адресована программа
1.7. Методы освоения программы
1.8. Ожидаемые результаты
2. Учебно-тематический план и содержание 1-го года обучения
2.1.Задачи
2.2. Учебно-тематический план
2.3. Содержание программы
2.4. Ожидаемые результаты
3. Учебно-тематический план и содержание 2-го года обучения
3.1. Задачи
3.2. Учебно-тематический план
3.3. Содержание программы
3.4. Ожидаемые результаты
4. Учебно-тематический план и содержание3-го года обучения
4.1. Задачи
4.2. Учебно-тематический план
4.3. Содержание программы
4.4. Ожидаемые результаты
5. Материально-техническое освоение программы
24
6. Методическое обеспечение программы
6.1. Методическое обеспечение программы 1-го года обучения
6.2. Методическое обеспечение программы 2-го года обучения
6.3. Методическое обеспечение программы 3-го года обучения
7. Литература
25